Турист Светлана Басманова (sbasman)
Светлана Басманова
была сегодня 0:42
Фотоальбом

Коллекция голландского и фламандского искусства. Музей Изящных Искусств, Бостон

iPhone 6
27 42

Музей изящных искусств в Бостоне с более чем 450,000 произведений искусства является одним из самых крупных художественных музеев в мире. Особенно примечательна коллекция фламандского и особенно голландского искусства. Голландская живопись представлена ранними картинами Рембрандта, жанровыми сценами, натюрмортами и пейзажами. Фламандская коллекция содержит прекрасные образцы портретной живописи и включает картины Рубенса, Ван Дейка, Йорданса и Брауэра. Ранние нидерландские картины включают работы Рогира ван дер Вейдена, Ганса Мемлинга и Лукаса ван Лейдена. Несколько лет назад коллекция пополнилась экспонатами из частных коллекций Роуз-Мари и Эйк ван Оттерлоо, а также Сьюзен и Мэтью Уэзерби. Попробую показать хотя бы небольшую часть коллекции музея.

"Осязание", Микаэлина Вотье, 1650 г.
Серия Микалины Вотье - "Пять чувств". Хотя художники часто изображали пять чувств, редко можно увидеть полный набор. Необычно также, что Вотье для каждого чувства использовала другого натурщика.
"Вкус", Микаэлина Вотье, 1650 г.
Своеобразная художественная реклама хлеба с маслом.
"Обоняние", Микаэлина Вотье, 1650 г.
Жест мальчика говорит сам за себя, тухлое яйцо источает неприятный запах.
"Слух", Микаэлина Вотье, 1650 г.
"Зрение", Микаэлина Вотье, 1650 г.
"Святой Лука, рисующий Богородицу", Рогир ван дер Вейден, около 1435-40 гг.
По преданию, Св. Лука создал первые портреты Девы Марии и младенца Иисуса с натуры, что сделало его покровителем живописцев. Художник очень тщательно изобразил черты лица Луки, некоторые считают, что возможно это был автопортрет.
"Триумф Зимней Королевы: Аллегория Справедливости", Геррит ван Хонтхорст, 1636 г.
Елизавета Стюарт, королева Богемии, получившая прозвище Зимняя королева в 1620 году во время Тридцатилетней войны была вынуждена бежать в Голландию. Там она стала крупным меценатом и культивировала новую придворную культуру в Гааге. Хонтхорст написал десятки портретов Зимней Королевы и ее семьи. На этом монументальном полотне семья кажется готовой вернуть себе былую славу.
"Автопортрет художницы в мастерской", Мария Шалькен, 1680г.
Картину когда-то приписывали ее брату и учителю Годфриду. Но при чистке в левом верхнем углу обнаружилась подпись Марии, подтверждающая, что фотография является автопортретом. Это одна из двух известных картин художницы.
"Художник в своей мастерской", Рембрандт ван Рейн, около 1628 г.
Молодой художник стоит в почти пустой студии с кистями в руках. Вместо того, чтобы показывать художника в процессе творения, Рембрандт сосредотачивается на пугающем ожидании начала работы. Картина показывает, что создание предмета искусства - не только технический, но и интеллектуальный процесс, продукт ума и рук.
"Интерьер мастерской художника", Ян Давидс де Хем, 1630 г.
Изображение одинокого художника, кажется ответом Де Хема, сделанным два года спустя, на картину Рембрандта "Художник в своей мастерской". Оба Де Хем и Рембрандт работали в университетском городе Лейден до того, как Рембрандт уехал в Амстердам в 1631 году. В отличие от пустой студии Рембрандта, здесь пространство заполнено реквизитом: томик гравюр на столе, виола да гамба, дубовая панель у стены и гипсовый слепок микеланжелесской статуи. Вместо того, чтобы сосредотачиваться на мыслительном процессе перед тем, как приступить к рисованию, Де Хем подчеркивает равную сложность создания наброска композиции.
Специальные вазы для специальных цветов.
Специальные вазы для специальных цветов.
Голландские керамисты, работавшие в основном в городе Делфт, ухватились за возможность создать специальные вазы для тюльпанов, создав множество различных их типов на протяжении конца 17 - начала 18 веков. Здесь показываны три распространенные формы: обелиск или башня, простой "веерный" стиль и триумфальные арки.
Обелиск или башня
Обелиск или башня
Триумфальные арки
Триумфальные арки
"Веерный" стиль
"Натюрморт с розами в стеклянной вазе", Амброзиус Босхарт Старший, 1619 г.
Считающийся отцом-основателем голландской цветочной живописи, Босхарт уделял пристальное внимание, натуралистическим деталям (ищите капли росы и насекомых). Одно из нововведений Босхарта - аранжировка букетов перед открытым окном стало его визитной карточкой.
"Натюрморт с цветами", Балтазар ван дер Аст, 1630 г.
Как и его учитель Амброзиус Босхарт, Ван дер Аст был пионером цветочной живописи. Чтобы подготовить свои композиции, он создал своего рода библиотеку из более чем 800 рисунков отдельных видов, которую хранил в своей студии. На пике мании коллекционирования тюльпанов, охватившей Нидерланды в 1630-х годах, некоторые цветы сами по себе стоили дороже, чем их нарисованные версии. В год бума 1637 года особо ценные луковицы тюльпанов можно было продать за 100–300 гульденов и даже больше, тогда как картина с цветами Ван дер Аста стоила всего около 39 гульденов.
"Цветочный натюрморт", Якоб ван Вальскапель, 1670-е гг.
По мере развития голландской цветочной живописи в 17 и 18 веках менялись композиции букетов. Цвета стали более насыщенными. Темный фон и лучи света добавили драматизма. Что осталось неизменным, так это привлекательность некоторых сортов цветов, таких как полосатые тюльпаны. Мало что известно о Якобе ван Вальскапеле, хотя на его натюрморты, похоже, повлиял Ян Давидс де Хем.
"Двойной портрет мужа и жены с тюльпаном, луковицей и ракушками", Михил Янс ван Миревелт, 1609 г.
"Стеклянная ваза с цветами на каменной полке", Ян Давидс де Хем, 1655-60 гг.
Когда Де Хем, уроженец Утрехта, переехал в Антверпен в 1630-х годах, он перенял богатую цветовую палитру и насыщенные композиции, характерные для самых влиятельных фламандских художников: Рубенса и Франса Снейдерса. Объединив их стиль со своим собственным, Де Хем изобрел новую подкатегорию "роскошных" натюрмортов (pronkstillevens). Мимолёная красота цветов на картине может быть метафорой быстротечности жизни, а стебель пшеницы с гусеницей может означать воскресение и обновление.
"Натюрморт с цветами", Рэйчел Рюйш, 1709 г.
Кульминацией столетия европейской цветочной живописи стали работы Рэйчел Рюйш, которая создавала из цветов блестящие анимированные композиции. Проследите за S-образной кривой, соединяющей тюльпан в правом верхнем углу с бархатцами, свисающими под столешницей. Рюйш была придворным художником Иоганна Вильгельма, курфюрста Палатина. Её работы ценились очень высоко. Один коллекционер заплатил 1500 гульденов за пару ее картин. Лишь немногим голландским художникам обычно платили столько же.
"Игроки в карты", Герард тер Борх, около 1659 г.
Невозможно обойти вниманием юбки из шелкового атласа, ткани, скорее всего, привезенной из Азии. Тер Борх не имел себе равных в изображении блестящего атласа.
"Старый скрипач", Франс ван Мирис Старший, около 1660 г.
Обратите внимание, как художник оттачивал свою технику, запечатлевая текстуру бархатного камзола скрипача, гладкую поверхность полированного деревянного стола и легкие перья на шляпе.
"Старуха, которая ест кашу", Габриель Метсю, около 1657 г.
Даже в картинах со скромными декорациями голландские художники старались с большой тщательностью изображать текстуру поверхности, часто заливая обычные предметы мягким светом. В этой картине внимание привлекают различные керамические сосуды, окружающие женщину, а также ее белая льняная одежда и скатерть. Образы скромной домашней жизни подчеркивали важность бережливости для протестантских голландцев.
"Натюрморт с устрицами, сладостями и сухофруктами в каменной нише", Осиас Берт, 1609 г.
"Натюрморт с различными сосудами на столе", Осиас Берт, около 1610 г.
Лакомства из бразильского сахара, палочки корицы, покрытые сахаром, из Юго-Восточной Азии, сине-белые фарфоровые миски из Китая, паста из оранжевой айвы из Португалии, миндаль из Испании, смородина из Греции, и местные устрицы. Берт посвятил свою карьеру изображению съедобной империи Антверпена, увековечивая щедрость торговой сети, которая доставляла богатства из-за океанов в его родной город на Северном море.
"Молодая женщина, которая ест сладости", Годфрид Схалкен, 1680–1685 гг.
В 17 веке голландский импорт сахара из Бразилии и стран Карибского бассейна резко увеличился, а цены упали, превратив этот раритет в широко доступное лакомство.
"Портрет проповедника", Франс Хальс, около 1660 г.
Франс Хальс был пионером новой манеры портретной живописи, выполненной с помощью хорошо заметных мазков. Яркие следы краски кажутся отчетливыми, если смотреть вблизи, но на расстоянии сливаются в единое целое.
"Натюрморт с фруктами и ракушками", Балтазар ван дер Аст, около 1623-24 гг.
Фрукты и цветы, бабочки и стрекозы, гусеница, паук и ящерица, а также настоящий музей ракушек представляют каталог мира природы в различных состояниях свежести, разложения и прекрасной смерти.
"Натюрморт с фруктами, фарфором Ванли и белкой", Франс Снейдерс, 1616 г.
Снейдерс был родом из портового города Антверпен, где покупалось и продавалось огромное количество товаров со всего мира. Позолоченная чаша напоминает об индустрии роскоши Антверпена, фрукты прибыли из Южной Европы, а бело-голубая фарфоровая чаша — из Китая. Вместо того, чтобы рисовать на холсте, Снайдерс изобразил эти драгоценные предметы на медной пластине, гладкая поверхность которой идеально подходила для его кропотливой работы кистью.
"Натюрморт с мушмулой и крыжовником", Адриан Корте, 1686 г.
"Натюрморт с фруктами в миске Ванли", Виллем Кальф, 1664 год.
Мастерство Кальфа в полной мере проявляется в этом изысканном натюрморте. Наклоняя бело-голубую фарфоровую чашу, он передает её деликатность и прозрачность. Китайский фарфор был одним из самых востребованных и прибыльных товаров, импортируемых Голландской Ост-Индской компанией. В среднем компания импортировала 200,000 предметов фарфора в год.
"Голландский флагман становится на якорь недалеко от берега на свежем ветру", Виллем ван де Велде, Младший, около 1672 г.
Художник тщательно изображает оснастку корабля и действия экипажа, готовящегося встать на якорь при порывистом ветре. На картине возможно "Утрехт", военный корабль, прославившийся в войнах между Англией и Нидерландами, особенно в "Четырехдневной битве", в которой голландский флот одержал победу.
Ян Блау, Бразилия, Большой Атлас, том 8, 1662–1665 гг.
Ян Блау, Бразилия, Большой Атлас, том 8, 1662–1665 гг.
Географическая карта интересна сделанными вручную иллюстрациями. Крошечное морское сражение внизу справа относится к завоеванию голландцами Бразилии. Картина сахарного завода сверху объясняет причину войны.
Ян Блау, Азия, Большой Атлас, том 9, 1662–1665 гг.
Ян Блау, Азия, Большой Атлас, том 9, 1662–1665 гг.
Этот том Большого Атласа Блау посвящен Азии. Со своей базы в Батавии (сегодняшняя Джакарта в Индонезии) голландцы торговали по всей Юго-Восточной Азии. Однако Блау включил в книгу только две карты региона. Почему? В Нидерландах было множество карт Юго-Восточной Азии, но Голландская Ост-Индская компания держала их в секрете, чтобы не выдавать информацию потенциальным конкурентам.
"Корабли во время шторма в бухте Эй у города Амстердам", Людольф Бакхёйзен, 1666 г.
Большие и маленькие суда снуют в бухте Эй на фоне Амстердама.
"Блокада каперского гнезда в Дюнкерке", Корнелис Вербек, около 1630 г.
В 17 веке фламандские каперы, морские наёмники, при поддержке Испании угрожали голландской торговле в Северном море. Здесь мы видим голландские военные корабли под красно-бело-синим флагом Республики, выстроившиеся вдоль побережья, чтобы сдерживать фламандские корабли. Картина Вербека олицетворяет ранний этап голландской морской живописи, характеризующийся высокой линией горизонта, яркими цветами и тщательной детализацией.
Ян Блау, Мир, Большой Атлас, том 1, 1662–1665 гг.
Ян Блау, Мир, Большой Атлас, том 1, 1662–1665 гг.
Создавая Великий Атлас Блау пытался охватить не только Землю, но и всю вселенную. Полушария сопровождаются аллегорическими фигурами планет, которые располагаются в верхней части страницы, а четыре времени года проходят по нижней части страницы. Зиме приходится греться у костра. Все тщательно измеряют астроном, большая фигура слева, и географ справа.
"Бразильский пейзаж с руинами Олинды", Франс Пост, 1663 г.
Франс Пост отправился в Бразилию, чтобы сопровождать Йохана Маурица, который правил голландской колонией с 1637 по 1644 год. Вернувшись домой в 1644 году, Пост продолжал рисовать идиллические картины бразильской сельской местности.

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому