Турист Светлана Басманова (sbasman)
Светлана Басманова
была вчера 20:13
Фотоальбом

Золотой век Харлема. Музей Франса Хальса

iPhone 6
43 46

Когда собиралась в путешествие, Харлем привлёк в первую очередь как город, в котором жил и творил Франс Хальс. Впоследствии оказалось, что в небольшом городке близ Амстердама можно увидеть более тысячи национальных монументов. Однако, Музей Франса Хальса так и остался главным объектом в списке достопримечательностей.

"Вид на Харлем", Геррит Беркхейде (1671).
"Вид на Харлем", Геррит Беркхейде (1671).
"Церковь Св. Бавона в Харлеме", Геррит Беркхейде (1666).
"Церковь Св. Бавона в Харлеме", Геррит Беркхейде (1666).
"Интерьер Церкви Св. Бавона в Харлеме", Питер Санредам (1660).
"Интерьер Церкви Св. Бавона в Харлеме", Питер Санредам (1660).
"Ратуша в Харлеме", Питер Санредам (1630).
"Ратуша в Харлеме", Питер Санредам (1630).
На улицу Грут Хейлигленд (Groot Heiligland) вышла случайно. Пока разглядывала ступенчатые фасады не заметила, как прошла мимо ворот музея. Только со второй попытки нашла скромную арку, естественно вписавшуюся в ряд однотипных облицованых кирпичом зданий.
На улицу Грут Хейлигленд (Groot Heiligland) вышла случайно. Пока разглядывала ступенчатые фасады не заметила, как прошла мимо ворот музея. Только со второй попытки нашла скромную арку, естественно вписавшуюся в ряд однотипных облицованых кирпичом зданий.
Oudemannenhuis - дом призрения для мужчин был открыт в 1609 году. Назначение дома можно понять по статуе над воротами - старик с коробкой для милостыни в руках. Однако, заведение было совсем не бедным. Дом престарелых построенный по дизайну Питера ван Кампена, отца Якоба ван Кампена, спроектировавшего дворец на площади Дам, считался настолько красивым, что современники говорили, что он больше похож на княжеский дворец.
Oudemannenhuis - дом призрения для мужчин был открыт в 1609 году. Назначение дома можно понять по статуе над воротами - старик с коробкой для милостыни в руках. Однако, заведение было совсем не бедным. Дом престарелых построенный по дизайну Питера ван Кампена, отца Якоба ван Кампена, спроектировавшего дворец на площади Дам, считался настолько красивым, что современники говорили, что он больше похож на княжеский дворец.
Оценить красоту комплекса можно только вступив во внутренний двор, посреди которого разбит сад в стиле XVII века. Сам Франс Хальс прогуливался здесь, когда писал портреты регентов Дома престарелых.
Оценить красоту комплекса можно только вступив во внутренний двор, посреди которого разбит сад в стиле XVII века. Сам Франс Хальс прогуливался здесь, когда писал портреты регентов Дома престарелых.
Посреди двора солнечные часы в виде глобуса. Думаю их добавили позже, но не нашла когда именно.
Посреди двора солнечные часы в виде глобуса. Думаю их добавили позже, но не нашла когда именно.
Арка, из которой я вышла во двор, принадлежала Исправительному дому на улице Tuchthuisstraat. Надпись на латыни гласит "nutrit et emendat" "заботится и перевоспитывает". Посередине над воротами герб Харлема. В 1642 году двоих детей Хальса поместили в этот дом: дочь Сару за плохое поведение и умственно отсталого сына Питера.
Арка, из которой я вышла во двор, принадлежала Исправительному дому на улице Tuchthuisstraat. Надпись на латыни гласит "nutrit et emendat" "заботится и перевоспитывает". Посередине над воротами герб Харлема. В 1642 году двоих детей Хальса поместили в этот дом: дочь Сару за плохое поведение и умственно отсталого сына Питера.
Музей Франса Хальса был основан в 1862 году, а переехал в Oudemannenhuis в 1913-ом. Коллекция работ  мастеров Золотого века, в том числе крупнейшая в мире коллекция картин Франса Хальса, уникальна. Начало собранию музея было положено в 1581 году, сразу после Реформации, когда в Харлем со всей Голландии стекались произведения искусства из католических храмов и монастырей.
Музей Франса Хальса был основан в 1862 году, а переехал в Oudemannenhuis в 1913-ом. Коллекция работ мастеров Золотого века, в том числе крупнейшая в мире коллекция картин Франса Хальса, уникальна. Начало собранию музея было положено в 1581 году, сразу после Реформации, когда в Харлем со всей Голландии стекались произведения искусства из католических храмов и монастырей.
"Портрет дамы с перчатками" - Франс Хальс 1645-50г. 
На портрете изображена неизвестная женщина в темном платье с большим белым воротником. Ее наряд дополняет пара белых кожаных перчаток. Именно перчатки выполнены в характерной технике Хальса. Чтобы передать мягкую и в то же время упругую текстуру художник использовал широкие мазки серого и белого цветов.
"Портрет дамы с перчатками" - Франс Хальс 1645-50г. На портрете изображена неизвестная женщина в темном платье с большим белым воротником. Ее наряд дополняет пара белых кожаных перчаток. Именно перчатки выполнены в характерной технике Хальса. Чтобы передать мягкую и в то же время упругую текстуру художник использовал широкие мазки серого и белого цветов.
"Путешественник" -  Франс Хальс 1655-1660 г.
В семнадцатом веке портреты обычно писали за несколько продолжительных сеансов. Однако, этот Хальс написал в один приём, что свидетельствует о его необычайной виртуозности. Лицо на портрете кажется таким живым, взгляд как-будто направлен на зрителя.
"Путешественник" - Франс Хальс 1655-1660 г. В семнадцатом веке портреты обычно писали за несколько продолжительных сеансов. Однако, этот Хальс написал в один приём, что свидетельствует о его необычайной виртуозности. Лицо на портрете кажется таким живым, взгляд как-будто направлен на зрителя.
"Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия" (1616).
Среди представленных работ уникальные всемирно известные групповые портреты Гражданской гвардии. В музее как раз проходила выставка и мне повезло увидеть все шесть портретов в одном месте. 
В средние века в Нидерландах для защиты городов от нападения врагов, восстаний или пожаров были созданы добровольные народные дружины. Раз в году отряды гражданской гвардии устраивали банкет. Офицеры избирались советом Харлема на три года. Когда происходила смена командиров, приглашали местного художника, чтобы запечатлеть праздничную сцену.
"Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия" (1616). Среди представленных работ уникальные всемирно известные групповые портреты Гражданской гвардии. В музее как раз проходила выставка и мне повезло увидеть все шесть портретов в одном месте. В средние века в Нидерландах для защиты городов от нападения врагов, восстаний или пожаров были созданы добровольные народные дружины. Раз в году отряды гражданской гвардии устраивали банкет. Офицеры избирались советом Харлема на три года. Когда происходила смена командиров, приглашали местного художника, чтобы запечатлеть праздничную сцену.
"Банкет офицеров стрелковой роты св. Адриана" (1627).
Между 1616 и 1639 годами Франс Хальс написал 5 больших портретов. Гигантская задача, потому что одни только эти 5 полотен содержат не менее 68 отдельных персонажей плюс одну собаку (слева внизу).
"Банкет офицеров стрелковой роты св. Адриана" (1627). Между 1616 и 1639 годами Франс Хальс написал 5 больших портретов. Гигантская задача, потому что одни только эти 5 полотен содержат не менее 68 отдельных персонажей плюс одну собаку (слева внизу).
"Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия" (1627).
Каждый батальон был разделен на три роты, каждой соответствовал свой цвет - оранжевый, белый или голубой, как видно на перевязи офицерского костюма.
"Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия" (1627). Каждый батальон был разделен на три роты, каждой соответствовал свой цвет - оранжевый, белый или голубой, как видно на перевязи офицерского костюма.
"Групповой портрет стрелковой роты св. Адриана" (1633). 
Один из первых портретов не за банкетным столом, а во дворе, поэтому офицеры изображены с оружием. Изначально картина была намного красочнее, а со временем потемнела. Особенно это заметно по тому, как покоричневела листва на деревьях.
"Групповой портрет стрелковой роты св. Адриана" (1633). Один из первых портретов не за банкетным столом, а во дворе, поэтому офицеры изображены с оружием. Изначально картина была намного красочнее, а со временем потемнела. Особенно это заметно по тому, как покоричневела листва на деревьях.
"Офицеры стрелковой роты св. Георгия" (1639).
На этом полотне вторая фигура слева в заднем ряду - сам Франс Хальс. Хальс состоял в Гражданской гвардии с 1612 года, однако рядовые члены обычно не изображались на портретах. Поэтому было особой  привилегией, что ему как автору картины позволили занять место среди офицеров и сержантов.
"Офицеры стрелковой роты св. Георгия" (1639). На этом полотне вторая фигура слева в заднем ряду - сам Франс Хальс. Хальс состоял в Гражданской гвардии с 1612 года, однако рядовые члены обычно не изображались на портретах. Поэтому было особой привилегией, что ему как автору картины позволили занять место среди офицеров и сержантов.
"Компания капитана Рейнира Реала и лейтенанта Корнелиса Михельса Блау", Питер Кодде (1633-1637). 
Весной 1633 года Франс Хальс начал работу над портретом офицеров Гражданской гвардии Амстердама. Тот факт, что амстердамские гвардейцы отдали этот заказ художнику из Харлема, был сам по себе исключительным. Хотя в Амстердаме было много художников-портретистов, в то время спрос превышал предложение. Спустя три года работа так и не была закончена. Офицеры возмутились. Хальс отказался больше ездить в Амстердам и хотел продолжить работу в Харлеме, не помогло даже обещание повысить вознаграждение. В конце концов портрет был дописан Питером Кодде, который мастерски имитировал манеру письма Халса.
"Компания капитана Рейнира Реала и лейтенанта Корнелиса Михельса Блау", Питер Кодде (1633-1637). Весной 1633 года Франс Хальс начал работу над портретом офицеров Гражданской гвардии Амстердама. Тот факт, что амстердамские гвардейцы отдали этот заказ художнику из Харлема, был сам по себе исключительным. Хотя в Амстердаме было много художников-портретистов, в то время спрос превышал предложение. Спустя три года работа так и не была закончена. Офицеры возмутились. Хальс отказался больше ездить в Амстердам и хотел продолжить работу в Харлеме, не помогло даже обещание повысить вознаграждение. В конце концов портрет был дописан Питером Кодде, который мастерски имитировал манеру письма Халса.
"Прибытие во Флиссинген курфюрста Пфальца Фридриха V", Хендрик Врум (1632). 
Голландская живопись Золотого века примерно относится ко времени окончания  Восьмидесятилетней войны (1568–1648) за независимость Нидерландов. В этот период религиозные сюжеты отошли на задний план, им на смену пришли портреты, жанровые сцены, пейзажи и натюрморты. В частности большую популярность приобрели морские пейзажи, поскольку богатство и могущество Голландии во многом зависели от морской торговли.
"Прибытие во Флиссинген курфюрста Пфальца Фридриха V", Хендрик Врум (1632). Голландская живопись Золотого века примерно относится ко времени окончания Восьмидесятилетней войны (1568–1648) за независимость Нидерландов. В этот период религиозные сюжеты отошли на задний план, им на смену пришли портреты, жанровые сцены, пейзажи и натюрморты. В частности большую популярность приобрели морские пейзажи, поскольку богатство и могущество Голландии во многом зависели от морской торговли.
"Компания у гостиницы 'Корона'", Ян Минсе Моленар (1630).
"Компания у гостиницы 'Корона'", Ян Минсе Моленар (1630).
"Натюрморт с сельдью, устрицами и курительными принадлежностями", Флорис Герритц ван Шоотен (1625). 
На картине изображены несколько предметов роскоши: белый хлеб, вино и свежие устрицы, трубка рядом с шикарной табакеркой. Все эти вещи в XVII веке были доступны только состоятельным гражданам. Флорис ван Шоотен был современником первых харлемских мастеров натюрморта: Флориса ван Дейка и Николаса Гиллиса. Работа считается одним из лучших произведений художника.
"Натюрморт с сельдью, устрицами и курительными принадлежностями", Флорис Герритц ван Шоотен (1625). На картине изображены несколько предметов роскоши: белый хлеб, вино и свежие устрицы, трубка рядом с шикарной табакеркой. Все эти вещи в XVII веке были доступны только состоятельным гражданам. Флорис ван Шоотен был современником первых харлемских мастеров натюрморта: Флориса ван Дейка и Николаса Гиллиса. Работа считается одним из лучших произведений художника.
"Завтрак", Питер Клас (1625).
На столе простые продукты: сыр, хлеб, рыба. На заднем плане редкий для натюрмортов того времени зелёный лук. И на фоне всего этого на краю сырной корзинки дорогая маслёнка китайского фарфора. Тарелочка повторяется и на других картинах художника, убедилась недавно в Музее Искусств в Бостоне. Питер Клас прибрёл известность как мастер передавать техтуру объектов.
"Завтрак", Питер Клас (1625). На столе простые продукты: сыр, хлеб, рыба. На заднем плане редкий для натюрмортов того времени зелёный лук. И на фоне всего этого на краю сырной корзинки дорогая маслёнка китайского фарфора. Тарелочка повторяется и на других картинах художника, убедилась недавно в Музее Искусств в Бостоне. Питер Клас прибрёл известность как мастер передавать техтуру объектов.
"Натюрморт с ветчиной и корзиной сыра", Питер Клас (1627).
"Натюрморт с ветчиной и корзиной сыра", Питер Клас (1627).
"Аллегория тюльпаномании", Ян Брейгель Младший (1640). 
Голландскому искусству Золотого века также не чужд был юмор и сатира. Картина высмеивает торговлю тюльпанами. В XVII веке тюльпаны стали чрезвычайно популярны в Нидерландах. Цены цветочных луковиц выросли до неслыханного уровня. Результатом стали огромные прибыли и огромные убытки. На картине обезьяны ведут переговоры, взвешивают луковицы, считают деньги.
"Аллегория тюльпаномании", Ян Брейгель Младший (1640). Голландскому искусству Золотого века также не чужд был юмор и сатира. Картина высмеивает торговлю тюльпанами. В XVII веке тюльпаны стали чрезвычайно популярны в Нидерландах. Цены цветочных луковиц выросли до неслыханного уровня. Результатом стали огромные прибыли и огромные убытки. На картине обезьяны ведут переговоры, взвешивают луковицы, считают деньги.
"Голландские пословицы", Питер Брейгель Младший (1625). 
Семья Брейгелей была чрезвычайно богата на художественные таланты. Воображаемая деревня кишит людьми и животными. Каждая сцена изображает пословицу или поговорку, всего около девяноста из них. Питер Брейгель скопировал сюжет с полотна отца Питера Брейгеля Старшего. Однако, он не ставил целью создать точную копию, если приглядеться можно найти некоторые  отличия.
"Голландские пословицы", Питер Брейгель Младший (1625). Семья Брейгелей была чрезвычайно богата на художественные таланты. Воображаемая деревня кишит людьми и животными. Каждая сцена изображает пословицу или поговорку, всего около девяноста из них. Питер Брейгель скопировал сюжет с полотна отца Питера Брейгеля Старшего. Однако, он не ставил целью создать точную копию, если приглядеться можно найти некоторые отличия.
"Кукольный дом Сары Рот".
Сара Рот была знатной дамой, чье состояние позволяло ей коллекционировать предметы искусства и в качестве хобби заниматься устройством кукольных домиков. В XVIII веке такой домик рассматривался не как игрушка, а как музей миниатюр, который давал представление об обстановке дома богатой семьи. В 1743 году Сара купила на аукционе три кукольных домика и преобразовала их в два новых. Комнаты были тщательно оформлены и обставлены, все в мельчайших деталях, в масштабе 1:10. Меблировка включает в себя почти тысячу предметов! Мебель, картины, изделия из серебра были изготовлены теми же мастерами, которые обычно работали над реальными вещами. Сара не только обставила кукольный домик, но также сама шила и вышивала портьеры, скатерти и другие предметы.
"Кукольный дом Сары Рот". Сара Рот была знатной дамой, чье состояние позволяло ей коллекционировать предметы искусства и в качестве хобби заниматься устройством кукольных домиков. В XVIII веке такой домик рассматривался не как игрушка, а как музей миниатюр, который давал представление об обстановке дома богатой семьи. В 1743 году Сара купила на аукционе три кукольных домика и преобразовала их в два новых. Комнаты были тщательно оформлены и обставлены, все в мельчайших деталях, в масштабе 1:10. Меблировка включает в себя почти тысячу предметов! Мебель, картины, изделия из серебра были изготовлены теми же мастерами, которые обычно работали над реальными вещами. Сара не только обставила кукольный домик, но также сама шила и вышивала портьеры, скатерти и другие предметы.

Теги: Культурно-познавательный туризм

Комментарии к альбому