Турист Светлана Басманова (sbasman)
Светлана Басманова
была вчера 18:25
Фотоальбом

Выставка голландского пейзажного рисунка

iPhone 6
36 44

Прошлым летом довелось побывать на выставке голландского рисунка. Рисунки вообще очень непросто увидеть. Объект хрупкий и поэтому музеи обычно держат коллекции в запасниках. Тем более ценно, что Гарвардский музей изящных искусств решил показать свои сокровища, добавив также экспонаты из частной коллекции супругов Майды и Джорджа Абрамс.
С конца 16-го до начала 18-го века художники Нидерландов, называвшихся в те времена Голландской республикой, создали огромное количество пейзажных рисунков. На выставке представлено 90 работ.

Среди них рисунки таких известных мастеров как Питер Брейгель Старший и так называемый Мастер малых пейзажей, оба творили в Антверпене в середине 16-го века, а также Рембрандт, Аверкамп, Ян Ливенс, Якоб ван Рейсдал и Антони Ватерло. Художников привлекали как типично голландские пейзажы, так и виды других европейских стран, а также заморских колоний. Изображая фермы, замки, леса, реки они способствовали превращению пейзажа в самостоятельный жанр.

Корнелис Клас ван Виринген Вид на побережье с кораблями, замком на скале и мостом, 1600–1610 гг.
Корнелис Клас ван Виринген Вид на побережье с кораблями, замком на скале и мостом, 1600–1610 гг.
Коричневая тушь на античной бумаге кремового цвета. На рисунке художник из Харлема, известный своими морскими пейзажами, стремился показать силу ветра. Воображаемая прибрежная сцена Ван Вирингена изображает корабли, несущиеся по волнам в сильный шторм.
Корнелис Вром (1590/92-1661) Речной пейзаж, ок. 1622-23 гг.
Корнелис Вром (1590/92-1661) Речной пейзаж, ок. 1622-23 гг.
Коричневая тушь на бежевой бумаге верже Один из очень небольшого числа сохранившихся рисунков Врома, художника-пейзажиста, работавшего в основном в Харлеме. Лодка скользит по спокойной воде, на поверхности которой четкими вертикальными линиями отражаются стволы деревьев. Отражения служат контрапунктом горизонтальным линиям воды, лодки и облаков.
Рулант Рогман (1627-1692) Замок Амейде с Тинховеном вдали, 1646-47 гг.
Рулант Рогман (1627-1692) Замок Амейде с Тинховеном вдали, 1646-47 гг.
Черный мел с графитом на кремовой антикварной бумаге верже Эти два листа амстердамского художника Руланта Рогмана принадлежат к обширной серии рисунков замков и усадеб, которые он создал в начале своей карьеры и, несомненно, по заказу. Некоторые из этих домов имели историческое значение, другие были недавно построены, чтобы служить загородными резиденциями богатых купцов и регентов.
Альберт Кейп (1620-1691) Вид на вспаханное поле, ок. 1639-42
Альберт Кейп (1620-1691) Вид на вспаханное поле, ок. 1639-42
Акварель, черный мел на старинной верженой бумаге. Уроженец Дордрехта, Кейп был ведущим художником-пейзажистом, наиболее известным своими видами на реку и изображениями коров, греющихся на солнце. На этом рисунке поле и окружающие его здания сжаты в узкую полосу внизу листа, а обширное пространство над горизонтом заполняет небо.
Якоб ван Рейсдал (1628/29-1682) Два больших дуба и два оленя на опушке леса, ок. 1670
Якоб ван Рейсдал (1628/29-1682) Два больших дуба и два оленя на опушке леса, ок. 1670
Черный мел на бежевой антикварной бумаге На пейзаже изображен Гаагский лес, что когда-то простирался на мили от Гааги до Алкмара. Оленей сначала не разглядела, а потом заметила, что в каждой комнате на стене висят увеличительные стёкла. Очень удобно, чтобы разглядывать мельчайшие детали рисунков.
Вот они олени на опушке
Вот они олени на опушке
Антони Ватерло (1609-1690) Пейзаж с замком Дорверт, ок. 1650-70 гг.
Антони Ватерло (1609-1690) Пейзаж с замком Дорверт, ок. 1650-70 гг.
Черный мел, уголь на антикварной бумаге. Замок Дорверт находится на берегу Нижнего Рейна около Арнема, в провинции Гелдерланд. На рисунке вид на замок с вершины близлежащего холма.
Питер Брейгель Старший (1526/30-1569) Лесной пейзаж с видом на море вдали, 1554 г.
Питер Брейгель Старший (1526/30-1569) Лесной пейзаж с видом на море вдали, 1554 г.
Коричневая тушь по черному мелу на синей антикварной бумаге.Основоположники голландской пейзажной традиции, Питер Брейгель Старший и так называемый Мастер малых пейзажей, оба активно работали в южных провинциях Нидерландов. Рисунки, созданные с разницей всего в несколько лет, воплощают совершенно разный подход. Брейгель показывает панораму холмистой долины и далекого моря на рисунке, сделанном во время его пребывания в Италии.
Детали рисунка
Детали рисунка
Детали рисунка
Детали рисунка
Симон Новеллан Гравюра с рисунка Питера Брейгеля Старшего. Речной пейзаж с Меркурием и Психеей, ок. 1595
Симон Новеллан Гравюра с рисунка Питера Брейгеля Старшего. Речной пейзаж с Меркурием и Психеей, ок. 1595
Речной пейзаж, воспроизводящий утраченный рисунок Брейгеля, был создан более чем через 20 лет после его смерти; мифологические фигуры, вероятно, были добавлены гравером.
Мастер малых пейзажей Женщины, отбеливающие белье возле города-крепости, ок. 1560
Мастер малых пейзажей Женщины, отбеливающие белье возле города-крепости, ок. 1560
Коричневая тушь по черному мелу на антикварной бумаге. Напротив, Мастер малых пейзажей использует низкую точку обзора, ограничиваясь тем, что находится ближе всего к зрителю: традиционно нидерландские постройки, почти наверняка нарисованные с натуры, и прачки, отбеливающие белье в поле. Новаторский для своего времени, акцент на обыденности и узнаваемости места спустя десятилетия станет преобладающей концепцией ландшафта в Голландской республике.
Гравюра с рисунка Мастера малых пейзажей. Поля и деревенская дорога с мельницей, 1559–1561 гг., Третье издание ок. 1612
Гравюра с рисунка Мастера малых пейзажей. Поля и деревенская дорога с мельницей, 1559–1561 гг., Третье издание ок. 1612
Серия из 44 гравюр с рисунков Мастера малых пейзажей выходила в многочисленных изданиях и копиях, популяризируя привлекательность таких простых деревенских видов.
Пауль Бриль(1553/54-1626) Лесной пейзаж с путниками, 1600 г.
Пауль Бриль(1553/54-1626) Лесной пейзаж с путниками, 1600 г.
Коричневая тушь по черному мелу на антикварной бумаге. В 1582 году, когда Брилю было около 20 лет, он переехал из Антверпена в Рим, где основал студию, которая служила домом вдали от дома для коллег-художников из Нидерландов. Вдохновленный пейзажными рисунками Питера Брейгеля Старшего, Бриль создал свои изображения лесных массивов итальянской сельской глубинки, которые, в свою очередь, вдохновили целое поколение художников.
Магдалена ван де Пасс (1600-1640) Гравюра с рисунка Пауля Бриля  Пейзаж с деревьями и городом, ок. 1615–1630 гг.
Магдалена ван де Пасс (1600-1640) Гравюра с рисунка Пауля Бриля Пейзаж с деревьями и городом, ок. 1615–1630 гг.
Благодаря репродукциям рисунки Бриля достигли публики далеко за пределами Рима. Создатель гравюры, Магдалена ван де Пасс практиковала в Утрехтском издательстве своего отца Криспейна с 1612 года до своей свадьбы в 1634 году, какое-то время являясь фактическим главой студии.
Ян ван де Велде II (1593-1641) Гравюра Март, 1618
Ян ван де Велде II (1593-1641) Гравюра Март, 1618
Работа является частью серии 12 месяцев. На рисунке показан путь из Лиссе в Хиллегом. Обе деревни расположены недалеко от популярного района дюн между Харлемом и Лейденом. Хиллегом был практически разрушен в конце 16 века во время Восьмидесятилетней войны.
Ян ван Гойен (1596-1656) Пейзаж с катаньем на коньках, 1653 г.
Ян ван Гойен (1596-1656) Пейзаж с катаньем на коньках, 1653 г.
Черный мел на античной бумаге кремового цвета. Рисунок являются впечатляющими примером из более чем 350 работ, которые Ван Гойен создал для коллекционеров в начале 1650-х годов. Художник с его характерно живым обращением с черным мелом создавал убедительные образы повседневной жизни.
Хендрик Аверкамп (1585-1634) Пейзаж с рыбаком, 1620-е гг.
Хендрик Аверкамп (1585-1634) Пейзаж с рыбаком, 1620-е гг.
Коричневая тушь и акварель поверх графита на антикварной верженой бумаге. В "Пейзаже с рыбаком" мужчины ловят рыбу, женщина стирает белье, ребенок копается в грязи, а собака мирно лежит рядом с семейством уток в социальной и экологической гармонии.
Хендрик Аверкамп (1585-1634) Пейзаж с мостом и башней, ок. 1615-20 гг.
Хендрик Аверкамп (1585-1634) Пейзаж с мостом и башней, ок. 1615-20 гг.
Коричневая тушь и акварель поверх графита на антикварной верженой бумаге. Хотя Аверкамп провел почти всю свою жизнь в Кампене, примерно в 50 милях от Амстердама, его работы были широко известны. Рисунки с монограммами, подобные этим, вероятно, были сделаны для городских коллекционеров, чья жизнь не имела ничего общего с изображенными на них сельскими жителями.
Хендрик Аверкамп (1585-1634) Зимний пейзаж, конец 1620-х гг.
Хендрик Аверкамп (1585-1634) Зимний пейзаж, конец 1620-х гг.
Коричневая и черная тушь, акварель поверх графита на двух листах антикварной верженой бумаги. На замерзшем пруду люди катаются на коньках, санках и играют в колф (игра, похожая на гольф). Короткие горизонтальные штрихи передают отражения на льду. В то время как более ранние художники обычно создавали зимние сцены как часть серии, посвященной двенадцати месяцам или четырем временам года, Аверкамп специализировался на независимых зимних пейзажах, изображая их на многих законченных рисунках и картинах. Благодаря интенсивному нанесению непрозрачной и прозрачной акварели рисунок выглядит как небольшая картина, видимо он висел на стене, потому что он сохранился в своей оригинальной раме из черного дерева.
Рембрандт ван Рейн (1606-1669) Дома на Шинкельвег, ок. 1650-52
Рембрандт ван Рейн (1606-1669) Дома на Шинкельвег, ок. 1650-52
Коричневая тушь на кремовой античной бумаге Обширное творчество знаменитого амстердамского художника включает в себя большое количество рисунков, продолжающих традицию деревенского пейзажа.
Рембрандт ван Рейн (1606-1669) Ферма на Амстельдейке, ок. 1648–1650 гг.
Рембрандт ван Рейн (1606-1669) Ферма на Амстельдейке, ок. 1648–1650 гг.
Коричневая тушь на кремовой античной бумаге Эта усадьба не раз привлекала внимание Рембрандта. Считается, что ферма стоит у дороги, которая шла вдоль реки Амстел к югу от Амстердама. Мягкое смешение тонов передает ощущение света, скользящего по соломенным крышам высокого амбара и небольшой голубятни. У самой кромки воды видны две крошечные фигурки фермеров.
Рембрандт ван Рейн (1606-1669) Пейзаж с фермой («Зимний пейзаж»), ок. 1650
Рембрандт ван Рейн (1606-1669) Пейзаж с фермой («Зимний пейзаж»), ок. 1650
Коричневая тушь на кремовой античной бумаге Всего несколькими мазками Рембрандт создал целый пейзаж. Дорога, окаймленная камышом и забором, идёт мимо хутора прямо к ветряной мельнице, возвышающейся далеко на горизонте. Большая часть листа оставлена ​​нетронутой, создавая ощущение яркого света. Эффект настолько сильный, что долгое время считалось, что рисунок изображает заснеженную местность, в то время как деревья покрытые листвой указывают на ясный летний день.
Рембрандт ван Рейн (1606-1669) Вид на Мариакерк в Утрехте с юга, ок. 1652
Рембрандт ван Рейн (1606-1669) Вид на Мариакерк в Утрехте с юга, ок. 1652
Коричневая тушь на кремовой античной бумаге На рисунке изображена церковь Святой Марии XII века в Утрехте. Верхушки деревьев внизу слева показывают, что пейзаж писался с высокой точки, вероятно, с одной из городских стен.
Ян ван де Велде II (1593-1641) Замок Кайзерсберг в Лёвене, 1620-е гг.
Ян ван де Велде II (1593-1641) Замок Кайзерсберг в Лёвене, 1620-е гг.
Коричневая тушь поверх графита на античной бумаге. Замки, коттеджи и другие архитектурные сооружения занимают видное место в творчестве Яна ван де Велде II, часто занимая центральное место композиции. В 1620-х годах художник путешествовал по Южным Нидерландам и создал этот рисунок крепости 14-го века и бывшей резиденции герцогов Брабантских.
Якоб  ван Рейсдал (1628/29-1682) Деревья и коттедж у края дороги, ок. 1648-55
Якоб ван Рейсдал (1628/29-1682) Деревья и коттедж у края дороги, ок. 1648-55
Черный мел на светло-коричневой антикварной бумаге Ван Рейсдал был самым известным художником-пейзажистом второй половины 17 века. Начинал он свою карьеру в Харлеме, а затем перебрался в Амстердам. Представленный рисунок один из множества спонтанных набросков мелом сделанных на месте в попытке запечатлеть момент.
Якоб ван Рейсдал (1628/29-1682) Кампербуитенпорт в Амерсфорте, ок. 1650
Якоб ван Рейсдал (1628/29-1682) Кампербуитенпорт в Амерсфорте, ок. 1650
Черный мел на бежевой антикварной бумаге Рисунок был недавно идентифицирован как вид на Кампербуитенпорт, бывшие городские ворота в Амерсфорте, примерно в 25 милях к юго-востоку от Амстердама. Это единственная сохранившаяся работа свидетельствующая, что Рейсдал действительно посещал город Амерсфорт. На рисунке хорошо прослеживаются переходы тонов от светлого в небе к более яркому на двух башнях и самому темному в изображении центрального дерева и рыбаков.
Антони Ватерло (1609-1690) Мельницы под Гамбургом, ок. 1660
Антони Ватерло (1609-1690) Мельницы под Гамбургом, ок. 1660
Пейзаж является частью большой серии рисунков, сделанных Ватерло во время двухлетнего путешествия по северной Германии и Польше.
Антони Ватерло (1609-1690) Лес в сумерках, ок. 1675-85
Антони Ватерло (1609-1690) Лес в сумерках, ок. 1675-85
Черный и белый мел на синей верженой бумаге. Художник использовал бумагу особенного синего оттенка, чтобы передать глубину неба в сумерках. Тонкие штрихи белого мела создают эффект слабого свечения, просачивающегося сквозь рощу молодых деревьев.
Адриан ван Остаде (1610-1685) Рыболовы, ок. 1653
Адриан ван Остаде (1610-1685) Рыболовы, ок. 1653
Небольшая экспозиция иллюстрирует технику офорта. Слева медная пластина, справа офорт на антикварной бумаге
Рембрандт ван Рейн (1606-1669) Три дерева , 1643 г.
Рембрандт ван Рейн (1606-1669) Три дерева , 1643 г.
Офорт, гравировка и сухая игла на белой антикварной бумаге.
Николас Мас (1634-1693) Воображаемый пейзаж с крепостью Валкхоф в Неймегене, 1650-е гг.
Николас Мас (1634-1693) Воображаемый пейзаж с крепостью Валкхоф в Неймегене, 1650-е гг.
Мас поместил средневековый замок Валкхоф, который он ранее зарисовал с натуры, на воображаемый утёс над рекой. На переднем плане стоит высохшее дерево с единственной уцелевшей веткой. Противопоставление замка и дерева было призвано иллюстрировать взаимосвязь рукотворных и природных творений.
Альберт Кейп (1620-1691) Вид на Ренен, ок. 1642-46 гг.
Альберт Кейп (1620-1691) Вид на Ренен, ок. 1642-46 гг.
Черный мел, коричневая и серая растушевка, зеленая прозрачная акварель на старинной верженой бумаге. Характерная готическая башня церкви Св. Кунеры, возвышающаяся на фоне неба справа, сразу же идентифицирует объект пейзажа как Ренен, город на Рейне примерно в 20 милях к юго-востоку от Утрехта.
Ян Ливенс (1607-1674) Коттедж среди деревьев, 1650-60-е гг.
Ян Ливенс (1607-1674) Коттедж среди деревьев, 1650-60-е гг.
Коричневая тушь на тонированной азиатской бумаге В пасторальной сцене двое и собака наслаждаются музицированием. Тонированная азиатская бумага смягчает контраст видимый на других рисунках Ливенса. Вместо сияющего солнечного света с рисунка льётся мягкий свет тихого спокойного вечера.
Симон де Влигер (1600/1601-1653) Пейзаж с деревьями у реки, ок. 1645-53 гг.
Симон де Влигер (1600/1601-1653) Пейзаж с деревьями у реки, ок. 1645-53 гг.
В большой горизонтальной композиции бледно-голубая бумага задает тон небу и воде, на которых легкими штрихами черного мела нанесены опадающие листья.
Йорис ван дер Хаген (1615-1669) Лесной пейзаж, гр. 1640-60
Йорис ван дер Хаген (1615-1669) Лесной пейзаж, гр. 1640-60
Ван дер Хааген происходил из семьи художников, и, хотя он много путешествовал, большую часть своей карьеры он провел в Гааге. На рисунке изрезанная тропа идёт вдоль залитой солнцем опушки на фоне густого леса. В композиции художник мастерски использовал чередование света и теней.
Геррит Баттем (1636-1684) Пейзаж с охотниками, ок. 1665-84 гг.
Геррит Баттем (1636-1684) Пейзаж с охотниками, ок. 1665-84 гг.
Акварель. Баттем, племянник Авраама Фурнериуса (работы которого также представлены на выставке), работавший в основном в Роттердаме, возродил непрозрачную акварель в пейзажной живописи.
Валентин Клотц (1650-1721) Вид на Кательнепорт в Мехелене, 1674 г.
Валентин Клотц (1650-1721) Вид на Кательнепорт в Мехелене, 1674 г.
Клотц был одним из трех художников, которые путешествовали с голландской армией во время франко-голландской войны в 1672-78 годах. Согласно подписи рисунок был сделан в городе Мехелен в Южных Нидерландах, на территории которых происходили боевые действия.
Алларт ван Эвердинген (1621-1675) Скандинавский пейзаж, ок. 1660
Алларт ван Эвердинген (1621-1675) Скандинавский пейзаж, ок. 1660
В 1644 году Ван Эвердинген отправился к побережью Норвегии, а затем в Швецию. Результатом его странствий стала серия скандинавских пейзажей.
Ламберт Домер(1624-1700) Вид на Руан и Мон-Сент-Катрин, начало 1670-х гг.
Ламберт Домер(1624-1700) Вид на Руан и Мон-Сент-Катрин, начало 1670-х гг.
В 1645–1646 годах Домер путешествовал по Франции. Из поездок он привёз множество эскизов, на основе которых и появился этот пейзаж.
Корнелис Трост (1696-1750) Сцена в парке, 1740-е гг.
Корнелис Трост (1696-1750) Сцена в парке, 1740-е гг.
Мужчина сидит в парке на скамейке и читает. В 18 веке парки и сады были популярным местом отдыха состоятельных людей. Трост использует легкие штрихи непрозрачной акварели, чтобы изобразить покрытые листвой деревья и туманный свет, просачивающийся сквозь них.
Дирк Даленс III (1688-1753) Сельский пейзаж, ок. 1725-35
Дирк Даленс III (1688-1753) Сельский пейзаж, ок. 1725-35
Пейзажные виды, напоминающие итальянскую сельскую местность, стали особенно популярны в начале 18 века. На картине две сцены: охота - традиционное времяпрепровождение элиты и пастух с его стадом, прилегший отдохнуть под деревом.
Ханс Бол (1534-1593) Окраина деревни с крестьянами, 1589
Ханс Бол (1534-1593) Окраина деревни с крестьянами, 1589
Бол выполнил эти два рисунка как одну непрерывную композицию, а затем разрезал ее на две части. На левой панели изображена деревня, где одна семья отдыхает под деревом, а другая идёт по дороге сгибаясь под тяжестью поклажи.
Ханс Бол (1534-1593) Авраам и ангелы, 1589
Ханс Бол (1534-1593) Авраам и ангелы, 1589
В правой части Бол поместил историю Авраама и ангелов из Ветхого Завета в Дельфгау, селенье в двух милях к юго-востоку от Дельфта.
Изак де Мушерон (1667-1744)
Изак де Мушерон (1667-1744)
Серия классических пейзажей.
Изак де Мушерон (1667-1744)
Изак де Мушерон (1667-1744)
Мужчина, ведущий лошадь у пруда в лесу, ок. 1700
Изак де Мушерон (1667-1744)
Изак де Мушерон (1667-1744)
Пастух со своим стадом укрывается от бури среди античных руин, ок. 1700
Симон де Влигер (1600/1601-1653) Портовый город, конец 1630-х гг.
Симон де Влигер (1600/1601-1653) Портовый город, конец 1630-х гг.
Черный мел на античной бумаге кремового цвета. На рисунке с мягкими, воздушными мазками на небе контрастирует замысловатая линия зданий на берегу справа. Сюжет иллюстрирует как морская торговля соединяет мир за горизонтом с прибрежным городом.
Рулант Рогман (1627-1692) Замок Девельштайн, 1647 г.
Рулант Рогман (1627-1692) Замок Девельштайн, 1647 г.
Рогман использовал разнообразный подход к видам. Низкая перспектива на рисунке замка Девельштайн подчеркивает монументальность здания и мерцающую воду вокруг него. В то время как замок Амейде показан как часть более крупного пейзажа, при этом большая часть композиции посвящена дороге и ряду деревьев.
Симон де Влигер (1600/1601-1653) Вид на Весп, ок. 1649-53 гг.
Симон де Влигер (1600/1601-1653) Вид на Весп, ок. 1649-53 гг.
Черный мел на античной бумаге кремового цвета. Художник склеил вместе два листа, чтобы разместить широкий и очень точный вид города Весп на реке Фехт, примерно в семи милях к юго-востоку от Амстердама. Вместо центра города и известных зданий Влигер решил сосредоточиться на тихой набережной. Почти наверняка сделанный для коллекционера, рисунок демонстрирует как множество точных архитектурных деталей так и схематичные мазки создающие впечатление отражения в воде.
Корнелис Вром (1590/92-1661) Пейзаж с дорогой и забором, 1631 г.
Корнелис Вром (1590/92-1661) Пейзаж с дорогой и забором, 1631 г.
Коричневая тушь поверх графита на античной бумаге кремового цвета. Композиция рисунка построена на противопоставлении ближней и дальней перспективы, а также вспаханной и нетронутой земли. Изрытая колеями дорожка ведёт зрителя через небольшую рощицу к еле видному на горизонте городу. Далекий городской пейзаж призван контрастировать с густым лесом за деревянным забором и вытоптанным овцами лугом.
Ян Ливенс (1607-1674) Пейзаж с видом на Харлем, 1664-65 гг.
Ян Ливенс (1607-1674) Пейзаж с видом на Харлем, 1664-65 гг.
Художник запечатлел ферму и свинопаса со своими подопечными на переднем плане, а вдалеке над горизонтом возвышается хорошо узнаваемая церковь Святого Бавона.
Ян Ливенс (1607-1674) Художник в лесу, 1664-65
Ян Ливенс (1607-1674) Художник в лесу, 1664-65
Герман Сафтлевен (1609-1685) Руины в Утрехте у Сент-Джобсгастуис, 1674 г.
Герман Сафтлевен (1609-1685) Руины в Утрехте у Сент-Джобсгастуис, 1674 г.
1 августа 1674 года по большей части северной Европы пронесся смерч причинивший огромный ущерб. Из письменных отчетов и рисунков Сафтлевена следует, что Утрехт пострадал особенно сильно. На обратной стороне листа художник написал свое имя, год и место: Святой Иов, больница, основанная в начале 16 века, которая к тому времени служила в приютом для пожилых мужчин.

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому